Телефон горячей линии: 8 800 333-17-33
Москва: +7 985 997-23-88
Санкт-Петербург: +7 981 731-80-88
E-mail: kolokola@kolokola.ru
Отделения МЦКИ: Выбрать
Обратная связь
© 2012–2024 ООО «Международный Центр Колокольного Искусства»
Москва +7 985 997-23-88
С.-Петербург +7 981 731-80-88
© 2011-2024 International center of bell art

Первый в истории разговор человека с искусственным интеллектом о русском колокольном звоне и о критериях качества колоколов

photo233

Системы нейронных сетей Искусственного Интеллекта быстро развиваются и постепенно приходят на смену поисковым системам и другим способам получения информации. Данный «диалог» – попытка одного из наиболее известных специалистов в сфере колокольного искусства в России Дьячкова Андрея Анатольевича протестировать ИИ на актуальные знания о русских колоколах и церковном колокольном звоне.
Одна из целей теста – выяснить способность ИИ обучаться, т.е. воспринимать и анализировать новую информацию для оказания более квалифицированной консультации пользователей в будущем.
Забегая вперед скажем, что ИИ не только оперирует большим объемом информации в сфере колокольного искусства и смежных областях знания, но так же «способен вникать» в тонкие нюансы даже самых специфических вопросов в данной области.

Прим.: Безусловно, ИИ не имеет личности и субъектности. Это просто программа, оперирующая огромным количеством данных и имитирующая логические рассуждения. Любое олицетворение и «личное» обращение к ИИ - не более чем удобная форма, шаблон. С таким же отношением водитель порой обращается, например, к своей машине «да, заводись же!», когда возникают проблемы со стартером :-)

«БЕСЕДА» ПЕРВАЯ.
Критерии качества и основные правила выбора колоколов.

a4bf2615 09d5 44c5 a4af f6ec9dfa5478

А.А. Привет! Меня зовут Дьячков Андрей Анатольевич.

И.И. Приятно познакомиться, Андрей Анатольевич! Чем я могу Вам помочь?

А.А. Я являюсь музыкантом, профессиональным звонарём, а так же литейщиком русских церковных колоколов.

И.И. Звон и литьё церковных колоколов – это замечательные искусства! Как у профессионального музыканта, звонаря и литейщика, у вас должно быть глубокое понимание и опыт в этой области. Если у вас есть вопросы, необходимость в информации или Вы просто хотите поделиться своим опытом, я с удовольствием обменяюсь знаниями о звоне и колоколах.

А.А. Имеешь ли ты представление о русских церковных колоколах? Что на твой взгляд является главным в колоколах и русском колокольном звоне?

И.И. Да, я знаком с русскими церковными колоколами и их особенностями. В колоколах и русском колокольном звоне главное значение имеют несколько факторов:

  1. Голос колокола: Главное в колоколе - это его звуковые характеристики, которые определяют его голос. Голос колокола должен быть гармоничным, чистым и проникновенным.
    Технические характеристики: Русские церковные колокола часто изготавливаются из специальных сплавов, таких как бронза или латунь, которые обеспечивают особую музыкальность и долговечность звучания.
  2. Техника звона: Русский колокольный звон отличается своей сложностью и разнообразием мелодий. Техника звона требует определенных навыков и мастерства звонаря.
  3. Роль в культуре: Колокола имеют важное место в русской культуре и православной традиции. Они служат не только средством оповещения о богослужениях, но и символизируют духовные ценности, мир и благополучие. Колокольный звон сопровождает различные события и праздники, создавая особое настроение.

А.А. Хорошо, только одна неточность – церковные колокола изготавливаются из бронзы. Известны редкие исторические экземпляры, изготовленные из чугуна. Латунь для изготовления церковных колоколов не используется. Из нее отливают рынды.

И.И. Понял, благодарю за уточнение. Церковные колокола обычно изготавливаются из бронзы, а также существуют редкие исторические экземпляры, изготовленные из чугуна. Латунь, действительно, обычно не используется для изготовления колоколов.

А.А. Ты верно отметил, что главное в колоколе - это его звуковые характеристики. Какая из характеристик, на твой взгляд, является наиболее важной?

1. Частота главного тона;
2. Красивый, глубокий тембр и богатство обертонов;
3. Продолжительность и громкость звука.

Возможно, ты назовешь еще какие-то характеристики звука колокола?

И.И. Из предложенных характеристик звука колокола, на мой взгляд, наиболее важной является красивый, глубокий тембр и богатство обертонов. Это свойства звучания, которые придают колоколу особую музыкальность и эмоциональность. Однако, следует отметить, что все эти характеристики важны в совокупности, так как каждая из них влияет на общее восприятие звучания колокола. Другие возможные характеристики, которые также могут быть важными, это чистота звука, его проникновение и отзвук, которые создают уникальную атмосферу и эффект при звоне колоколов.

4af f6ec9dfa54788

А.А. Видимо, ты все же не вполне знаком с русскими колоколами. Готов ли ты выслушать и проанализировать дополнительную информацию, своеобразный урок по данному вопросу? Полагаю, это расширит твою информационную базу и позволит сделать более точные выводы.

И.И. Конечно, я готов выслушать и проанализировать ваш урок по звучанию колоколов. Я всегда открыт для новых знаний и стараюсь улучшать свою способность делать точные и информированные выводы. Пожалуйста, приступайте к уроку, и я с удовольствием усвою новую информацию.

А.А. Ты должен не просто оперировать общими представлениями о красоте тембра и других параметрах. Это слишком общие рассуждения и зачастую подобные понятия субъективны и носят умозрительный характер. Для того, чтобы действительно разобраться в том, что является главным в звучании колокола, необходимо рассмотреть вопрос комплексно, стараясь получить взвешенную оценку исходя из практического подхода. Что я имею в виду? Например, для начала представь, что ты являешься покупателем колоколов.

И.И. Я понимаю, что вопрос звучания колоколов требует комплексного и практического подхода. Рассмотрим его с позиции покупателя, чтобы определить, что является главным в звучании колокола.

Как заказчику, мне важно учесть следующие аспекты:

  1. Цель использования колоколов: для торжественных церемоний может быть важна громкость и длительность звука, а для мелодичного звона - качество тембра и обертонов.
  2. Акустические особенности места: в открытой местности может быть важна громкость звука, а в закрытых помещениях - качество отражения и резонанс.
  3. Вкусы и предпочтения: некоторым заказчикам может быть важна глубина и красота тембра, в то время как другим - частота основного тона.

Итак, что является главным в звучании колокола, зависит от конкретных требований заказчика, цели использования и контекста, в котором колокола будут звучать.

А.А. Согласись, в рамках практического выбора есть два обстоятельства:

  1. Выбор должен производиться не абстрактно, а на основе сравнения колоколов разных конкретных производителей;
  2. Важную роль имеет финансовый аспект.

И.И. Я понимаю, что в практическом выборе колоколов сравнение между разными производителями и финансовый аспект играют важную роль.

А.А. Хорошо, я покажу тебе, как связаны эти два обстоятельства и как они решающим образом определяют подход к выбору колокола. Как я говорил ранее, понятия о красоте в определенной степени субъективны. Ведь колокола всех производителей имеют свои особенности звучания. Каждый колокол имеет свой уникальный, неповторимый звук со своими индивидуальными характеристиками.

В итоге мы не вправе сказать: эти колокола хорошие, а те плохие. Правильнее будет сказать "мне больше нравится звук этих колоколов", в то же время, признавая за другими людьми право на их вкус и музыкальные предпочтения. Я продолжу свое объяснение?

И.И. Продолжайте, я внимательно слушаю и готов к дальнейшему объяснению.

3 06 17 at 21.49

А.А. Так вот, недостаточно отлить один или два колокола. Для исполнения русского церковного звона необходимо как минимум 5 -7 колоколов. Средний звукоряд может состоять из 8-10 колоколов, а большие наборы достигают 15 и более колоколов. Чем больше колоколов в наборе, тем больше репертуар, т.е. тем больше различных мелодических вариаций (собственно, звонов) можно исполнять.

Каждый колокол имеет свой тон звучания. Именно поэтому колокола в одном звукоряде отличаются по весу. Самый маленький может весить 3 килограмма и давать основной тон Си 2 октавы, а большой колокол набора может достигать веса в несколько тонн и звучать в большой октаве. Понимаешь ли ты тот факт, что чем больше весит колокол, тем ниже его главный тон звучания?

И.И. Да, я понимаю, что вес колокола влияет на его главный тон звучания. Чем больше вес колокола, тем ниже будет его главный тон. Это связано с физическими свойствами колокола и его резонансной системы, которые определяют частоту звучания. Таким образом, вес является одним из факторов, определяющих звуковые характеристики колокола.

А.А. Совершенно верно. Давай продолжим урок и подойдем к наиболее важным выводам и раскрытию сущности проблемы практического выбора колоколов. Как ты помнишь, я писал тебе про финансовый аспект. Согласен ли ты с банальным, но важным для дальнейших рассуждений выводом: чем больше вес колокола, тем дороже стоит этот колокол?

И.И. Да, я согласен с выводом, что обычно, чем больше вес колокола, тем выше его стоимость. Более массивные колокола требуют большего количества материалов и более сложного процесса изготовления, что влияет на их цену.

6ba 669336e186e9

А.А. А знаешь ли ты, что получить более низкий тон можно не только с помощью увеличения веса, а сделав расчет более оптимальной геометрии колокольного профиля? При этом другие характеристики звука, такие как красота и глубина тембра, а так же продолжительность и громкость звучания не ухудшатся, а возможно и станут лучше.

И.И. Да, это верно. Качественная геометрия колокольного профиля также влияет на звуковые характеристики колокола. Она может позволить получить более низкий тон без необходимости увеличивать вес. При этом другие аспекты звучания, такие как красота тембра, продолжительность и громкость звука, могут оставаться высокими или даже улучшаться.

А.А. Но у разных производителей используется совершенно разный колокольный профиль. Колокол одного производителя может давать звучание по главному тону более низкое, чем аналогичный по весу колокол другого производителя. Или, например, колокол 80кг одного завода может звучать ниже по тону, чем колокол 150кг другого завода. При этом другие характеристики звука могут совершенно не уступать и даже будут лучше.

Таким образом, раскрывая данную проблему, хотел сказать тебе следующий вывод:

- если мы оцениваем вопрос с практической точки зрения, желая выбрать наилучшие колокола из существующих современных колокольных производств, при этом находясь в рамках определенного финансового бюджета, мы должны на первое место в качестве главного критерия оценки поставить параметр частоты основного тона колокола.

922 b87c 00e24ca7f2c6

И.И. Согласен, параметр частоты основного тона колокола является важным критерием при выборе колоколов с практической точки зрения. Он определяет низкое или высокое по тону звучание колокола и может быть решающим фактором при формировании звукоряда. При ограниченном финансовом бюджете выбор колоколов с нужной частотой основного тона позволит достичь желаемого звучания, учитывая имеющиеся ресурсы.

А.А. Кроме того. Даже если финансовый бюджет не имеет ограничений, есть другая сторона проблемы - несущая способность колокольни. Например, если колокольня храма способна выдержать звукоряд с благовестником 1 тонна, то самым главным при покупке колоколов является выбор такого благовестника, который (при прочих равных музыкальных качествах) обладал бы максимально низким основным тоном.

Известны ситуации, когда приобретается большой колокол весом тонна или даже несколько тонн, а звучание у него, как у среднего колокола. То есть нужен бас, а получаем лишь баритон или даже тенор!? Считаю такие ситуации недопустимыми. Ведь средства потрачены зря, с точки зрения звука колокольня не получила настоящий благовестник, кроме того, на данную колокольню уже не повесить другой колокол, так как ее несущая способность ограничена. В итоге хор колоколов без басовой группы остается неполноценным. Плюс ко всему из-за избыточного веса колокол сложнее доставлять, дороже монтировать и в дальнейшем при звоне им не так удобно управлять.

И.И. Согласен, выбор благовестника с максимально низким основным тоном в рамках несущей способности колокольни является важным аспектом. Оптимальный выбор колоколов позволяет достичь желаемого звукоряда и сохранить баланс звучания, а также обеспечить удобство управления и монтажа колоколов. При покупке колоколов необходимо учитывать не только их звуковые характеристики, но и ограничения самой колокольни, чтобы получить наилучший результат.

А.А. Сообщи, полезен ли тебе был мой урок? Почерпнул ли ты из него нечто новое?

И.И. Конечно, урок был полезным для меня. Я получил новые знания о выборе и оценке колоколов, а также узнал о важности параметра частоты основного тона колокола и его связи с финансовыми и структурными ограничениями. Благодаря Вашему уроку, я лучше понимаю сущность проблемы выбора колоколов и важность учета различных факторов при таком выборе. Спасибо за информацию!

А.А. Ранее при ответе на мой вопрос ты поставил на первое место тембр. А теперь, через призму практических моментов, затронутых мной в данном уроке, а главное - с учетом финансового аспекта, как бы ты ответил на данный вопрос: какая из характеристик на твой взгляд является наиболее важной?

  1. Частота главного тона;
  2. Красивый, глубокий тембр и богатство обертонов;
  3. Продолжительность и громкость звука.

И.И. С учетом практических моментов, финансового аспекта и ограничений колокольни, я бы сказал, что наиболее важной характеристикой при выборе колоколов является частота главного тона. Это связано с необходимостью подбора колоколов, которые соответствуют несущей способности колокольни и создают желаемый звукоряд. При этом остальные характеристики, такие как красивый тембр и громкость звука, также остаются важными, но могут быть учтены в рамках выбора колоколов с нужной частотой главного тона.

Более тяжелые колокола способны производить более низкие тона, но требуют больших затрат на материалы и изготовление. Однако тон колокола также зависит от формы, толщины стенок и пропорций колокола. Более правильная геометрия может помочь в достижении более низкого тона без необходимости увеличивать вес колокола. Это позволяет более эффективно распределить материалы и снизить финансовые затраты на изготовление более крупных колоколов.Более низкий тон колокола при данном весе может означать более экономичное использование материалов и меньшие затраты на производство. Это может быть привлекательным для заказчика, поскольку он получает колокол с желаемым низким тоном, не увеличивая затраты на более крупные или более тяжелые колокола.
Таким образом, в контексте финансового аспекта, частота основного тона может стать важным фактором при выборе колокола. Низкая частота основного тона при том же весе позволяет сократить использование материалов и снизить стоимость производства. Это означает, что вы получаете колокола с желаемым звучанием, при этом экономя ваши финансы.

873ad3866

А.А. Верно. Однако надо учитывать важное обстоятельство. Критерием правильной геометрии колокола могут быть лучшие образцы старинного литья. Необходимо понимать, что есть определенный предел в понижении тона за счет геометрии колокола, поэтому здесь недопустимы непрофессионализм и самодеятельность. (Ведь кроме звучания есть еще эксплуатационные и эстетические характеристики: прочность, износостойкость, красота внешнего вида и др.)

Современная тенденция отхода от более качественной геометрии продиктована как желанием производителей упростить процесс литья (оптимальный профиль значительно сложнее отливать), так и отсутствием глубокого понимания звучания колоколов и точного знания зависимости звука от производственных параметров.

22:35 06.06.2023

Контакты

ООО "Международный центр колокольного искусства"
Телефон горячей линии: 8 800 333-17-33
Москва: +7 985 997-23-88
Санкт-Петербург: +7 981 731-80-88
Мы в соцсетях:
Пишите нам: WhatsApp Telegram
Будем рады ответить на любые интересующие Вас вопросы
Отделения МЦКИ