Телефон горячей линии: 8 800 333-17-33
Москва: +7 985 997-23-88
Санкт-Петербург: +7 981 731-80-88
E-mail: kolokola@kolokola.ru
Отделения МЦКИ: Выбрать
Обратная связь
© 2012–2024 ООО «Международный Центр Колокольного Искусства»
Москва +7 985 997-23-88
С.-Петербург +7 981 731-80-88
© 2011-2024 International center of bell art

Электронный звонарь (статья)

Дата появления: 2007 год
Организация: Международный центр колокольного искусства
Создатели: Андрей Анатольевич Дьячков, Игорь Михайлович Архипов

Электронный звонарь («электронная звонница», «умная колокольня», «электронная система Андрея Дьячкова») – устройство, подключаемое к колоколам и с помощью специальных приводов исполняющее колокольные звоны, тождественные живому исполнению настоящего звонаря.

Также «Куранты» - изначально система, предназначенная для исполнения мелодий на колоколах в определенное время. Систему «куранты» можно считать предшественником «электронного звонаря».

В 2007 году основателем Международного центра колокольного искусства, известным российским звонарем Андреем Анатольевичем Дьячковым были предложены принципы синхронизации колоколов и регулировки силы удара в системе «куранты», а также разработаны элементы усовершенствования кинематической схемы подключения электронного звонаря к колоколам (рис.1). Появление этих новых принципов и явилось фактическим моментом создания системы «Электронный звонарь».

ris1
Рисунок 1

Первый Электронный звонарь был установлен на колокольне храма Рождества Христова в селе Ильинское Дмитровского района Московской области летом 2007 года. Его создатели – инженер-часовщик Игорь Михайлович Архипов и звонарь Андрей Анатольевич Дьячков, который помимо создания ключевых принципов электронного звонаря, также стал автором колокольных звонов данной системы.

Однако первый в истории официальный договор на приобретение Электронного звонаря был заключен годом позже 26 ноября 2008г. с Приходом храма святого великомученика Георгия, г.Пермь. До этого момента все электронные звонари устанавливались в качестве тестовой версии.

dogovor
Первый в истории договор, заключенный с храмом на приобретение Электронного звонаря

Предпосылки возникновения электронного звонаря

Возникновение и дальнейшее широкое распространение в России данной системы объясняется острой нехваткой звонарей, особенно в отдаленных и малонаселенных районах. Общий выпуск профессиональных звонарей всеми звонарскими школами, действующими в нашей стране в настоящее время (а всего за период 2007 – 2023 гг. известно не более 10 крупных звонарских школ), насчитывает около двухсот человек. Из них только 20-30 человек становятся штатными звонарями православных храмов. Это чрезвычайно мало, так как общая численность храмов в России на 2007 год составляла 28 000 храмов, а на 2023 год составляет 36 878 храмов.
Таким образом, количество выпускаемых звонарей в 10 раз (а штатных в 100 раз) отстает от ежегодного прироста числа храмов и не может обеспечить потребности в профессионально обученных исполнителях.

graf
График соотношения количества храмов к количеству колокольных звонов

Предыстория

В 2004 году Международным центром колокольного искусства была выпущена компьютерная программа-самоучитель игры на колоколах. В нее был заложен большой репертуар колокольных звонов, а также несколько тысяч обучающих рисунков. Программа получила широкое признание как в России, так и за рубежом.
Несколькими годами ранее кандидат богословия, профессор Тульского государственного университета, ректор Тульской Православной классической гимназии протоиерей Лев Махно предложил часовщику И.М. Архипову разработать систему, имитирующую колокольный звон.

В 2006 году состоялось личное знакомство А.А. Дьячкова и И.М. Архипова. Мастера продемонстрировали друг другу свои наработки в сфере колокольного искусства. А.А. Дьячков ознакомился с системой курантов И.М. Архипова в храме Казанской иконы Божией Матери, с. Иванисово Московской области, а также проанализировал попытку приспособить ее для исполнения колокольных звонов.
В результате подробного анализа системы, основываясь на своем звонарском и преподавательском опыте, А.А. Дьячков разработал основные принципы нового устройства:

  1. 1. Возможность настройки синхронизации колоколов между собой;
  2. 2. Настройка силы удара (времени работы привода);
  3. 3. Совместимость с ручной системой колокольного звона.

Электронный звонарь был признан мирянами, духовенством и священноначалием Русской Православной Церкви. Данная разработка позволяет решить проблему острого дефицита настоящих церковных звонарей.

Современная ситуация

Основными производителями системы Электронный звонарь в настоящее время (данные на 2023 год) являются Международный центр колокольного искусства (более 2000 изготовленных систем для храмов в России и за рубежом), компания «Куранты из Черноголовки» (более 100 систем), а также Новосибирское предприятие «Светолитие» (более 50 систем). Известны попытки создания аналогов системы еще целым рядом небольших фирм и частных изобретателей, однако серьезных результатов на январь 2023 года никем из них пока не достигнуто.
Среди иностранных производителей хотелось бы отметить автоматизированную систему компании «Беллтрон». В 2017 году ими была предпринята попытка выхода на Российский рынок, но с 2022 года шаги в этом направлении были существенно сокращены.

Описание системы

1.1 Назначение системы   

Система «Электронный звонарь» предназначена для осуществления автоматизированного колокольного звона без участия человека и реализации функции курантов (управление боем колоколов по расписанию).

Система «Электронный звонарь» должна устанавливаться на систему ручного звона. В случае невозможности создания ручной системы, «Электронный звонарь» может быть подключен напрямую.

Запуск звонов производится либо с мобильного телефона, либо автоматически по таймеру в заранее установленные даты и время.

В комплект системы может быть включен пульт дистанционного управления по радиоканалу с жидкокристаллическим дисплеем. Основное назначение пульта – настройка системы (громкость и синхронизация колоколов и др.), но в определенных ситуациях он также может быть использован для запуска звонов. 

1.2 Внешний вид и устройство системы. Технические характеристики.

Внешний вид силового блока «Электронного звонаря» показан на рисунке 2.

image004
Рисунок 2

Силовой блок «Электронного звонаря» (ЭЗ) собран в пластиковом корпусе с открывающейся крышкой и состоит из «контроллера», «силовых ключей», «входного выключателя» и выходных «автоматов».

Внешний вид «контроллера», назначение и расположение разъемов показан на рисунке 3.

image006
Рисунок 3

  1. Разъём для подключения внешней антенны для связи ЭЗ с ПУ.
  2. Разъём USB
  3. Слот для SIM карты
  4. Разъём для GSM антенны
  5. Кнопка перезагрузки контроллера
  6. Светодиоды (контрольные индикаторы):
    • режим работы контроллера (красный);
    • питания контроллера (жёлтый);
    • питания GSM модуля (жёлтый).

Технические характеристики.

Система питается от аккумуляторной батареи 12В. Для подзарядки аккумуляторной батареи необходимо наличие сети 220В переменного тока.

В систему запрограммированы все канонические колокольные звоны Православной церкви, а также вариации на многие традиционные колокольные звоны России и других стран.

Диапазон рабочих температур силового блока – от -40 до +50°С при относительной влажности воздуха не более 80%. Но необходимо помнить, что при сильном морозе (ниже -15°С) колокольная бронза становится более хрупкой.

Корпус силового блока из самозатухающего ABS пластика. Класс защиты корпуса от внешних воздействий – IP65.

Время работы системы от аккумуляторной батареи при отсутствии напряжения в сети 220В – до 15 суток (зависит от ёмкости АКБ, общего веса колоколов и частоты использования оборудования).

Дальность действия беспроводного пульта управления – до 50 м (на открытом участке). Оптимальные условия -  когда пульт расположен стационарно в месте наилучшего приема сигнала и подключен к питанию.

1.3 Элементы управления и индикации

Управление «Электронным звонарем» может осуществляться при помощи:

  • Мобильного телефона;
  • Панели ручного управления (ПРУ), расположенной на контроллере силового блока;
  • Пульта управления (ПУ) (заказывается дополнительно).

image008
Рисунок 4

Критика системы электронный звонарь

11 декабря 2016 года в рамках проекта-победителя международного конкурса "Православная инициатива" вышел фильм с неоднозначным названием «Бездушный звонарь» https://www.youtube.com/watch?v=Uro3wcGQjsI
Авторы фильма утверждали, что внедрение бездушного электронного звона ведет к исчезновению звонарского послушания.

Однако, по словам создателя системы, профессионального церковного звонаря Андрея Анатольевича Дьячкова, электронный звонарь устанавливается только там, где нет настоящего. Более того, для установки электроники создается ручная система звона. Электронная и ручная системы звона существуют независимо и не мешают друг другу. Есть звонарь – звонит вручную, нет звонаря – работает электроника. Таким образом, колокольный звон у храма есть всегда.

Несмотря на последующее широкое признание системы в церковных кругах, ряд известных российских звонарей также выступили против системы Электронный звонарь. Наиболее известным документом стало обращение участников круглого стола секции кампанологов, проведенного в рамках XXVI Международных Рождественских чтений 23 декабря 2018 года. В докладах многих участников встречи прозвучала критика в адрес электронных звонниц. В частности, отмечалось: «Звонарское искусство не может исчезнуть, так как «электронный звонарь» не является православным, не молится, не может призывать к горнему миру, не может быть душой России».

По окончании работы круглого стола его участниками было подписано обращение к председателю направления «Церковь и культура», председателю Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову): «Русские колокольные звоны – это символ Святой Руси. Колокольный звон называют наружным голосом Церкви – молитвой, отлитой в бронзе. Роль колоколов и звона – символизировать единение христиан, призывать к молитве, возвещать о начале богослужения в храме. Мы, ученые и звонари считаем, что Церковь – хранительница традиций не должна одобрять установку в храмах «электронного звонаря-робота». Необходимо довести до сведения настоятелей храмов недопустимость использования электронных установок».

Однако данное обращение группы звонарей из секции кампанологов не имело ни церковной, ни общественной реакции и осталось без ответа, а Электронные системы продолжают развиваться и устанавливаться в храмах и монастырях по всей России и за рубежом. Появляются все новые производители, а по прогнозу ряда церковных журналистов уже в ближайшем будущем подобные системы смогут собирать дети – учащиеся Воскресных школ православных храмов.

История появления курантов на руси

Предшественником системы Электронный звонарь можно считать куранты – систему музыкального боя на колоколах. Башенные часы с мелодическим боем возникли на Руси еще при Петре I на старой Исаакиевской церкви (ныне Исаакиевский собор). Известны часы-куранты и Петропавловской крепости.
Однако наиболее известные куранты (правда, без мелодического боя) – это знаменитые куранты Спасской башни Московского Кремля. Первые башенные часы с боем были установлены здесь в 1404 году. Впоследствии часы, как и сам бой, претерпели ряд изменений.
Вот цитата из исторического источника, описывающая бой курантов на кремлевских башенных часах: "Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. Сочинение Самуила Коллинса, который девять лет провел при Дворе московском и был врачом царя Алексея Михайловича // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских". — М., 1846: "Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось".

Иностранные аналоги механических и электронных звонарей

Западные системы автоматического звона существенно отличаются от русских, так как существует принципиальное различие в самом искусстве игры на колоколах. На западе раскачивается сам колокол, язык которого остается неподвижным. В результате чего бой ансамбля колоколов получается хаотичным либо управляется при помощи клавиатуры. Колокола при такой системе подтачиваются и подбираются по музыкальным тонам. На Руси же звонарь извлекал звук, вручную управляя движениями языка колокола, при том, что сам колокол оставался неподвижным. Колокольный звон у нас развивался как самобытный жанр народного искусства, где мелодия как таковая отсутствовала, а основу произведения составлял ритм.

С начала 15 века в Западной Европе башенные куранты устанавливались на колокольнях, кампанилах, башнях ратуш и других строениях. С конца 15 – начала 16 веков стали популярны интерьерные и портативные куранты.

Среди городского населения мелодии башенных курантов были очень популярны, так, например, мелодия «Братец Яков» стала народной песней во Франции и Германии.

Основные производства башенных курантов в 16-18 веках находились в Голландии и Бельгии.

Многие башенные куранты приобрели имена собственные и значение городских эмблем. Например, куранты на Часовой башне здания Парламента в Лондоне стали называться "Биг-Бен"- это «вестминстерские куранты», и открыты они были в 1859 году.

Великобритания являлась лидером по изготовлению комнатных и портативных курантов в 17–19 веках.

Правила установки электронного звонаря

Создавались в течение нескольких лет с 2007 года автором системы Дьячковым Андреем Анатольевичем.

Обращение к ученикам и последователям.

Дорогие друзья!
Рад, что Вы трудитесь на поприще возрождения русских колокольных звонов. Благодаря нашей с вами работе обретают голос все новые храмы. Все больше колоколен по всей земле созывают верующих на богослужение, возвещая торжество Православной Церкви.

Когда в 2007 году мы, желая найти решение проблемы с отсутствием колокольных звонов на храмах, создавали Электронный звонарь, главной задачей было не навредить в целом процессу возрождения русского колокольного искусства. В связи с этим мы разработали ряд правил, которые позволят всем нам решать данную проблему, и приносить пользу Церкви.

  1. Электронный звонарь создан не как замена настоящему звонарю, а как его помощник. Всегда старайтесь совмещать электронную систему и систему ручного звона. Они не должны мешать друг другу. Там, где установлен Электронный звонарь, всегда должна оставаться возможность для человека звонить в колокола;
  2. Учитывая тот факт, что в оборудование запрограммированы практически все традиционные колокольные звоны, оно, как своеобразный тренажер, может стать удобным средством для обучения новых звонарей. Хорошо, если будут предусмотрены учебные рисунки, возможность исполнять звоны только на средних и зазвонных колоколах (при благовесте, исполняемом автоматически).
  3. Электронный звонарь – это сокровищница традиций колокольного звона. Здесь собран полный репертуар звонов в их наилучшем исполнении.
    - Индивидуальные звоны, а так же вариации могут присутствовать в репертуаре, но их число не должно быть слишком большим, так как звон храма должен быть не только каноничным, но и узнаваемым (как узнаваема архитектура православного храма, иконопись, церковное пение и само православное богослужение).
    - Если у Вас есть затруднения с самостоятельным составлением колокольных звонов, Вы можете взять их совершенно бесплатно с нашего сайта kolokola.ru в разделе «Полный репертуар звонов для Электронного звонаря», где они представлены в формате midi.
    - Недопустимо экспериментировать с жанром, исполняя мелодии и ритмы, не свойственные традиции русского колокольного звона. Нежелательно использовать для исполнения звонов дистанционную клавиатуру, так как подобное исполнение, будучи основанным на фортепианной (мелкой пальцевой) технике игры, исказит структуру и характер исполняемых звонов.
  4. Эстетика. Электронный звонарь должен устанавливаться максимально аккуратно, чтобы не портить вид колокольни. Его не должно быть явно видно как с улицы, так и на самом ярусе звона.
    Для этой цели лучше использовать моторы, где притягивание языка или струны колокола достигается путем наматывания репшнура на вал. Это позволяет избавиться от использования длинных втягивающих элементов, которые смотрятся громоздко, а во время исполнения звона их работа выглядит очень некрасиво.
    5. Красота звука.
    Лучший звук достигается при игре в колокол родным языком. Использование молотков возможно только при невозможности установить моторы, исключительно для исполнения курантов, где не требуется церковного звучания инструмента. При этом при установке молотка не должно создаваться помех для ручного звона, а так же не должна повреждаться поверхность самого колокола.
    6. Сервис.
    В гарантийный, а особенно в постгарантийный период, начинающийся ориентировочно через 3 года с момента начала мелкосерийного производства, Вы столкнетесь с большим количеством неполадок. При чем, даже если не будет подводить электроника, то обязательно возникнут моменты, связанные с механической частью системы. Оборудование требует сервиса! Без большого числа штатных монтажников, производитель не сможет организовать исправную работу оборудования.
  5. Гарантия
    Предприятие по производству Электронного звонаря должно предоставлять два вида гарантии: 1. Гарантия на оборудование и 2. Гарантия на результат. Если первая решает вопрос лишь с заменой комплектующих аппарата, то вторая позволяет Приходу храма не заниматься демонтажом, отправкой на производство и последующим монтажом и настройкой отремонтированной системы. Эти операции должен производить обученный специалист.

Вот такой несложный свод правил, выполняя который, Вы сможете достойно участвовать в процессе возрождения русских колокольных звонов, принося пользу Церкви и людям. Желаем Вам плодотворно потрудиться на новом для Вас колокольном поприще!

Контакты

ООО "Международный центр колокольного искусства"
Телефон горячей линии: 8 800 333-17-33
Москва: +7 985 997-23-88
Санкт-Петербург: +7 981 731-80-88
Мы в соцсетях:
Пишите нам: WhatsApp Telegram
Будем рады ответить на любые интересующие Вас вопросы
Отделения МЦКИ