История колоколов и колокольное искусство

   
  на главную >>>

купить колокола

Литье Модельный ряд 1

Литье Модельный ряд 2

Литье Модельный ряд 3


ПРОДАЖА КОЛОКОЛОВ

от 80 000 рублей за набор

 

Дополнительные услуги: доставка, монтаж (включая изготовление балок, креплений для колоколов и т.д.) настройка системы управления и обучение звонарей

 

МОДЕЛЬНЫЙ РЯД № 1 МОДЕЛЬНЫЙ РЯД № 2 МОДЕЛЬНЫЙ РЯД № 3

подробнее...

подробнее...

подробнее...

 

История колоколов и колокололитейное искусство

Колокол в русской литературе и искусстве

Исторические колокола

Подлинная история ссыльного углического колокола

Орнаментация русских колоколов XVI-XIX

Тайна царского серебряного колокола

Легенда о "глухом" колоколе

Русские колокололитейные заводы

Колокола Троице-Сергиева монастыря

Ростовские колокола и звоны

Псковские колокола

Звенигородские колокола

Гибель церковных колоколов в 1920-1930-е годы

 

  Исторические колокола.


Очерк "Исторические колокола" написан известным писателем, знатоком русской старины М. И. Пыляевым (1842- 1894). Его текст приводится полностью по изданию в журнале "Исторический вестник" (1890, октябрь). Сохранена структура статьи, ссылки и примечания сделаны автором и даются без изменения.


Колокол это голос церкви, зовущий издалека

 и посылающий равномерный привет дворцу и лачуге.

Паоло Мантегацца.


Начало употребления колоколов. - Значение слова: колокол. - Клепала и била. - Легенда о Пронском биле. - Сказание о древних новгородских колоколах. - Чугунные, стеклянные, глиняные и деревянные колокола. - Подразделение колоколов. - История Набатного или Всполошного колокола. - Вечевые колокола. - Колокола Красного звона. - Пленные и ссыльные колокола. - Царские золотые и лыковые колокола. - Отливка колоколов. - Замечательные по звуку колокола. - Криптографические надписи на колоколах. - Искусство звонить. - Крещение колоколов. - Надписи на колоколах. - Царь-колокол и его история. - Иван Великий. - Большой Успенский колокол. - Случай при поднятии этого колокола. - Колокола: Реут, Вседневный, Медведь, Лебедь, Широкий, Слободской, Ростовский, Немчин, Глухой и Корсунские зазвонные.
Начало употребления колоколов приписывается египтянам; по словам историков, колокола будто бы употреблялись при священнодействиях в праздники Осириса. Грекам также были известны колокола: у афинян при храмах Прозерпины существовали колокола с тою же целию, как у нас, - ими народ призывался к богослужению. Тибул Страбон и Полибий, жившие за двести лет до Рождества
Христова, говорят о колоколах, а позднее Иосиф Флавий подробно описывает их в своих еврейских антиквариях. В Китае и Японии древность некоторых колоколов нисколько не уступает древности Рима, Греции и даже Иудеи и Египта.
Слово "колокол", по догадкам некоторых ученых, имеет корень с греческого "калкун", означающее клепало или било. Первые колокола при церквах на Западе введены в употребление в конце VI века. Литье первых колоколов приписывают Павлину, епископу Польскому, что в Кампаньи; думают, что от этого и произошло латинское их название сатрапа и nola.
При христианских храмах колокола, надо полагать, вошли в употребление на Западе не раньше конца VI или начала VII века; существует предание, что когда в 650 году войска Клотария осадили Орлеан, то орлеанский епископ Луп велел звонить в соборный колокол при церкви св. Стефана; осаждавшие, испугавшись этого звона, приняли его за голос ангела и поспешно сняли осаду города. На Востоке колокола употреблялись весьма редко; при взятии Константинополя турками колокола были уничтожены и сохранились только в немногих местах Сирии и Палестины. Турки запрещали колокола под тем предлогом, что будто бы звук их возмущает покой душ, витающих в воздухе.
Колокола, как у древних, так и у христианских народов употреблялись в разных случаях: звон их призывал народ в храмы, извещал о времени, возвещал о начале действий военных и выступлении в поход. В некоторых местах звонили в колокола, когда вели на казнь преступников; случался пожар в городе, или смерть царя, епископа и даже частного лица. В небольших городах и монастырях, как уже мы заметили, колокола заменялись клепалами,

билами или просто досками, как, например, в Греции, где их называли симандрами; это были просто деревянные и железные полосы, в которые били палками или колотушками. Подобные доски находились в XII и XIV веках в новгородских и псковских церквах - они и теперь еще употребляются на Алтае и в Сибири в старообрядческих скитах.

В слободе Плотной, составляющей одно из предместий нынешнего города Пронска, на колокольне тамошней приходской церкви хранится такое древнее било, по преданию, заменявшее некогда в старину "вечевой колокол". По рассказам старожилов, это било неизвестно для чего неоднократно переносили из Пронска, верст за пять, в село Ельшину, но било опять уходило на старое место в Пронск. Предание говорит, что оно принадлежало женскому монастырю, ныне уничтоженному, бывшему на том самом месте, где теперь сооружена приходская церковь, сохранившая еще доселе чудное било. У этой церкви похоронены многие княжны и княгини Пронские. Било это положено "кладью" в церковь с тем, чтобы оно принадлежало вечно одной и той же церкви. И по народному поверью никакою силою невозможно присвоить била с того места, которому оно завещано.
О колоколах новгородских упоминается с XI века, как это видно из повествования о приходе в Новгород литовского князя Всеслава Брячиславича, снявшего с Софийской колокольни колокола в 1066 году, и из жития преподобного Антония Римлянина, приплывшего в 1106 году во время утрени к Новгороду и слышавшего в нем великий звон. (О колоколах в Киеве упоминается в 1171 году. См.: "Полное Собрание Русских Летописей", т. II, с. 100. Здесь и далее прим. автора.) Но колокола эти, вероятно, были другого устройства и едва ли сохранились до нас, хотя и признается преданием в Антониевом монастыре один небольшой колокол за колокол преподобного Антония Римлянина (умер в 1147 году).
О новгородской Филипповской церкви по случаю слития первого колокола в 70 пудов в 1558 году, сказано: "и не бысть колокола болыдаго и никакова и от создания церквей каменных св. апостола Филиппа и великаго чудотворца Николы 175 лет, а было железное "клепало". Также в церковной описи Зверина монастыря за 1682 год показана в числе клепал "доска железная". Впрочем, до XVI века еще упоминается о колоколах вечевых и кор-су неких (См.: "История Государства Российского" Карамзина, т. VI, с.120-123), а с XIV и XV века о нынешних колоколах церковных. Первый из этих колоколов, как известно по летописям, слит в 1342 году к Софийскому собору московским мастером Борисом, по приказанию архиепископа Василия, а в XV веке при архиепископе Евфимии были литы колокола не только церковные, но и часовые.
Что касается XVI и XVII веков, то от этого времени осталось немало колоколов и даже с надписями русскими и иностранными, указывающими на русских и западных колокольных мастеров.

      читать далее>>

     наверх